@Andrey36, отлично! Нас уже трое! Клубни присоединяйтесь! Андрей, какой номинал?
Продолжу описание VCM - колебания крутящего момента
Расположение цилиндров:
салон
1 2 3 задний блок
4 5 6 передний блок
бампер
Порядок работы цилиндров: 1 - 4 - 2 - 5 - 3 - 6.
Конструкция коленчатого вала:
Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и шесть шатунных шеек. Шатунные шейки пар цилиндров 1-4, 2-5 и 3-6 смещены на 60 градусов и разделены противовесами. Также противовесы расположены по краям коленчатого вала.
Самому интересно было. На своих старых расчетах прикинул кривую крутящего момента для 6-ти, 4-х и 3-х цилиндров в нашем двигателе. Причем, на оборотах характерных для работы VCM - 1700 об/мин. На всех трех режимах на коленчатом валу достигается одинаковый средний крутящий момент. Как будто мы переключаем мотор с одного режима на другой, а блок управления отыгрывает положение дросселя, зажигание и подачу топлива, чтобы водитель ничего не заметил. График показывает с чем приходится бороться активным опорам для гашения вибраций. Наиболее неприятным является режим 4-х цилиндров, в котором вспышки происходят неравномерно.
По горизонтальной оси градусы поворота коленчатого вала (ПКВ). Цикл четырехтактный, соответственно два поворота - 720 градусов.
Зеленая линия - крутящий момент 6-ти цилиндров. Порядок работы (иначе: чередование вспышек) 1-4-2-5-3-6. Зависимость повторяется каждые 120 градусов ПКВ.
Синяя линия - крутящий момент 4-х цилиндров. Порядок работы 1-2-5-6. Зависимость повторяется каждые 360 градусов ПКВ.
Красная линия - крутящий момент 3-х цилиндров. Порядок работы 4-5-6. Зависимость повторяется каждые 240 градусов ПКВ.
Черная пунктирная - средний крутящий момент, одинаковый для всех трех режимов.
Коэффициент неравномерности крутящего момента для 6-ти цилиндров 2,29, для 4-х цилиндров 4,46, для 3-х цилиндров 7,46. Как и положено, чем меньше цилиндров тем выше коэффициент неуравновешенности.
Обратите внимание, на режиме 4-х цилиндров крутящий момент повторяется реже чем на трех, хотя цилиндров задействовано больше. Это происходит из-за неравномерного чередования вспышек. В такой ситуации спасти могут только электронно управляемые опоры.
Из вышесказанного следует, что вибрации довольно велики на экономичных режимах. Не один механизм не любит вибрации. Как и американцы, считаю важным плюсом отключения VCM - снижение вибраций.