Василий на первое обращение о выделении зем. участка в г. Москве, Департаментом городского имущества был дан такой ответ (текст полностью соответствует первоисточнику):
Департамент городского имущества города Москвы рассмотрел Ваше обращение по вопросу предоставления земельного участка многодетной семье и сообщает.
Согласно пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной под дер леки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Вместе с тем любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 № 121-0-0 следует, что отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и других норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Также необходимо отметить, что в силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы Российской Федерации на город Москву, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», возложены дополнительные по сравнению с другими субъектами Российской Федерации функции по использованию имеющегося земельного фонда, в том числе в целях обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, дипломатических представительств иностранных государств, в целях развития транспортной инфраструктуры и др.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в настоящее время на территории города Москвы имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства, обеспечить равные условия при реализации права бесплатного приобретения таких земельных участков в городе Москве не представляется возможным.
При этом непредоставление земельных участков под указанные цели обусловлено особенностями развития города и не является нарушением прав граждан, что соответствует вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что городом Москвой, как субъектом Российской Федерации, определены порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также постановки граждан на жилищный учет в городе Москве, которые утверждены Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
В дополнение необходимо отметить, что Правительством Москвы уделяется особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, и в первую очередь многодетных семей.
В рамках государственных программ города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2010-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», а также «Жилище» на 2012-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы», предусмотрено финансирование в целях социальной поддержки семей с детьми, в том числе в части повышения уровня жизни многодетных семей.
При этом сохраняют свое действие и ранее установленные льготы. Так, за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и от 09.07.2008 № 34
«О социальном обслуживании населения города Москвы», а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
Таким образом, учитывая отсутствие возможности предоставления земельных участков, в рамках поддержки многодетных семей городом в настоящее время реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан, включая возможность семьям, состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, улучшить свои жилищные условия.
После этого последовало повторное заявление о возможности выделении зем. участка в новой Москве или Московской области, Департаментом городского имущества был дан такой ответ (текст полностью соответствует первоисточнику):
Департамент городского имущества города Москвы рассмотрел Ваше обращение от 18.11.2015 по вопросу предоставления многодетной семье земельного участка и в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно пп.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести земельные участи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Вместе с тем любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.
При этом из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 № 121-0-0 следует, что отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Также следует отметить, что в силу специального статуса города федерального значения и статуса столицы Российской Федерации на город Москву, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации
от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», возложены дополнительные по сравнению с другими субъектами Российской Федерации функции по использованию имеющегося земельного фонда, в том числе в целях обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, дипломатических представительств иностранных государств, в целях развития транспортной инфраструктуры и др.
Принимая во внимание, что в городе Москве имеется ограниченное количество земельных участков, свободных от прав третьих лиц, с необходимым разрешенным использованием в целях возможного предоставления для индивидуального жилищного строительства, а также с учетом значительной существующей и прогнозной численности многодетных семей возможность обеспечить равные условия таким семьям при реализации права бесплатного приобретения соответствующих земельных участков отсутствует.
Таким образом, предоставление земельных участков многодетным семьям в городе Москве для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным в связи с ограничениями по имеющемуся земельному фонду на территории города Москвы, что обусловлено особенностями развития города и не является нарушением прав граждан, что соответствует вышеуказанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 80 ЗК РФ земельные участки для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства предоставляются гражданам из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых создается фонд перераспределения земель. Вместе с тем в городе Москве в соответствии со ст.83 ЗК РФ, ст.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N° 48 «О землепользовании в городе Москве» все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется.
Ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений.
Полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов города Москвы.
При этом постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 № 76-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-1ИI» указанные полномочия исключены.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» хранение и ведение списков персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений не относится к полномочиям департамента.
Вместе с тем к настоящему моменту в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве
зарегистрировано значительное число граждан.
По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот.
Принимая во внимание ограничения по имеющемуся земельному фонду на территории Московской и сопредельных с ней областей, приобретенному за счет бюджетных средств города Москвы, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами.
Одновременно сообщаем, что Правительством Москвы уделяется особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, и в первую очередь многодетных семей.
В рамках государственных программ города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2010-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 № 420-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», а также «Жилище» на 2012-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы», предусмотрено финансирование в целях социальной поддержки семей с детьми, в том числе в части повышения уровня жизни многодетных семей.
При этом сохраняют свое действие и ранее установленные льготы. Так, за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
Таким образом, учитывая отсутствие возможности предоставления земельных участков, в рамках поддержки многодетных семей городом в настоящее время реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку указанных граждан. ^