Давайте говорить о пользе социальных сетей. Зря вы не делаете этого.
+T-
Я итак собиралась написать об этом статью, но в аспекте
бурного обсуждения и
опровержения статьи в Новой Газете о суицидальных группах вконтакте - это еще актуальнее.
Я считаю, что мы должны больше говорить о пользе социальных сетей и возможности поиска в интернете всего на свете. Я странная, правда? Мы обязаны занять в этом активную позицию и завести себе самый настоящий аккаунт в инстаграме. Иначе мы правда потеряем контакт с подрастающими детьми. У меня на эту тему есть несколько ярких историй, которые переформатировали мой мозг.
Но для начала, в связи со значимостью тем, затронутых в статье Новой Газеты, отмечу здесь следующее.
Важные вещи, о которых я НЕ буду говорить в этой статье (представьте, что я об этом уже рассказала):
- Жизнь подростков как маленьких взрослых, перед которыми впервые встают совсем недетские вопросы на фоне гормонов, интенсивной учебы и растерянности в любви - очень трудна. Я много работала с ними на телефонах доверия и не раз брала с детей обещание прожить определенный срок, опираясь на мою поддержку. Это серьезная тема.
- Беспомощность учителей в теме суицидов меня пугает (когда такие трагедии происходили в нашей школе с людьми, которых я знала, никто толком не поговорил с нами об этом). Хорошо, что я уже во взрослом возрасте нашла книжку "Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства" о чувствах тех, кто знал погибших. Но учителей (теперь уже с позиции психолога) по-прежнему очень хочется научить правильно разговаривать об этом с детьми. Хорошо, что есть организации, которые хорошо делают это. Например, фонд Новые Шаги. Но пока статистика детских суицидов в принципе не нулевая, говорить о том, что все нормально, рано. В существующую ситуацию каждый делает некий вклад.
- Психологический контакт подростков с родителями (или с любым значимым взрослым) - это самая важная профилактика (хоть и не гарантия) - абсолютно всех подростковых проблем.
- Важно, чтобы дети знали о существовании телефонов доверия и помогающих сервисов для детей. Это помогает тем, у кого нет близкого взрослого. Например, помощьрядом.рфили "Твоя Территория".
- Очень важны сообщества подростков, в которых они могут, поддерживая здоровый образ жизни, испытывать все грани этой удивительной жизни: влюбленности и расставаний, соревнований и побед, творчествй и больших проектов, командный дух и чувство уникальности, секреты, тайны, шифры и романтику принадлежности к чему-то особенному.
- Секты (и пропаганда) это очень опасно и их создателей нужно находить и нейтрализовывать, сколько бы на свете ни было доверчивых, глупых и склонных к внушениям людей.
Об этом хорошо рассказывают и другие психологи.
Я хочу рассказать о другом.
Интернет в целом и социальные сети в частности, смартфоны и проекты, которые могут получить миллионы пользователей за считанные месяцы - это огромный новый мир, это невероятные возможности,
это не просто "офигительный набор отверток", это целый гипермаркет инструментов. Вряд ли вы будете с этим спорить? Мало того, что сейчас не нужно носить с собой записную книжку, фонарик, калькулятор, календарик, ежедневник, блокнот и будильник, так можно приобрести солидное образование чуть ли не в любой сфере, не выходя из дома. Можно найти поклонников своего творчества, можно открыть магазин, можно делать огромные проекты в сфере благотворительности, можно найти свою любовь, можно узнать о том, о чем ты никогда в жизни не узнал бы. Это мир, в котором есть почти все.
Но пока мы взрослые ведем себя, как дезориентированные котята, которые с перепугу решают все непонятное запретить... дети оказываются в манящем новом мире без каких-либо разумных правил.
В первую очередь должны измениться мы сами (особенно, если у нас есть еще не окончательно взрослые дети).
Мне самой очень не хотелось принимать эту мысль. И вот несколько ярких историй, которые повлияли на мое отношение к этой теме.
1) Я как-то посетила интересную лекцию мастер-класс одного успешного бизнесмена. Я была рада вырваться на нее, потому что мне очень хотелось посотрудничать с этим человеком и окружить своим добром и платными услугами его целевую аудиторию. Лекция была очень живой и толковой, оратор (ему лет 35) опытен в бизнесе и харизматичен. И вот подхожу я такая вся из себя уверенная, рассказываю про свой профессионализм, стаж работы (и невероятную пользу, которая ждет всех землян в связи с этим), и какой вопрос я слышу в ответ? Один единственный вопрос от потенциального партнера, руководителя реального оффлайнового бизнеса... "А сколько у вас подписчиков?" Всё. Его больше ничего не интересовало.
Я со всеми своими красными дипломами почувствовала себя на обочине жизни. Стою такая облитой с головы до ног из грязной лужи проезжающими мимо на большой скорости пользователями инстаграма, у которых ну хотя бы тысяч 5-10 подписчиков. Иначе о чем со мной разговаривать?.. Что-то в моей голове начало реально с треском трещать по швам.
2) Вторая забавная история была в приятный весенний день, когда мы с мужем, гуляя с ребенком в центре города, заметили довольно длинную очередь из подростков в какой-то магазин.
Колбасу продают? Или открытие какого-нибудь бутика с модными кедами? Мы поспрашивали ребят.
Нам говорят: "Там вджобыватели". Что-что?.. Мы не растерялись погуглили: это автограф-сессия двух youtube-блоггеров (им обоим едва ли есть по 18 лет), у которых больше миллиона подписчиков! Нет, их видеоролики - не конкуренция мировому кинематографу. Ребята просто интересно и весело пытаются зарабатывать деньги разными подручными способами. "А зачем вам их автограф?" - спрашиваем. "Разместим у себя фотографию с ними и нас будут больше уважать, раз мы с такими модными ребятами тусим - больше подписчиков у нас будет". Понятно... Похожая история впечатлила нас, когда мы увидели очередь девочек на фестивале Вконтакте - в ожидании прибытия звезды... Кати Клэп, у которой тоже милионная аудитория. Какая еще Катя Клэп? Она начала снимать в 16, сейчас ей 22.
Прям, реальное ощущение, что ты теряешь почву под ногами... Когда я рассказала мужу, почем в интернете продают квадратные досочки(!) для фонов фотографий в инстаграм, он понял, что со своим производством фрезерных станков он вымирающий мастодонт. И у него тоже стала болеть голова. Мы ходили взад вперед по кухне, думая, как жить дальше.
Что характерно, реально голова начинает болеть: перестраиваются нейронные связи в мозгу. Мир на самом деле меняется. Возникает вопрос: если нам СЕЙЧАС настолько это дико, то что же мы будем делать лет через 10-15, когда нам будет хотеться понять проблемы наших детей-подростков.
Ведь если ты не в теме, ты не понимаешь эмоций, которые вызывают те или иные приложения.
Теперь две позитивные истории.
3) Как-то на зарубежном семейном канале TLC показывали передачу про нескольких разных девочек-девушек, которые не просто помешались на каких-нибудь персонажах аниме, они реально стараются жить жизнью куклы! Все их коллекции одежды, косметики, аксессуаров и обстановки своей комнаты связаны с тем, чтобы выглядеть как кукла! Фарфоровая такая в панталонах, например. Они, в частности, встречаются с себе подобными (такими же ненормальными) и устраивают чаепитие. Одно дело, когда пятилетние девочки играют в то, что их Мальвины пьют чай из пластмассовых чашечек. А тут сами девочки того... Но дальше истории забавным образом разнятся. Одни девочки - скорее в подавленном настроении, для них этот кукольный мир уход от реальности, у них отношениях с родственниками такие же, как если бы они курили и сделали тайком себе татуху на бедре. Их родные только и говорят что-то в духе: "Когда ты уже перестанешь это делать. Нашла бы себе хоть парня нормального". Я, честно говоря, могу их понять. А была одна девочка, которой в этом деле помогала мама. Эта история впечатлила меня. Мама помогала ей устраивать фотосессии, встречи с фанатами, они тщательно подбирали образы, мама помогла девочке стать моделью в рекламном бизнесе, у девочки были какие-то гастроли и командировки, связанные с этой кукольной темой. По сути, мама ввела девочку в мир взрослых дел, расписаний, дедлайнов, целей, задач и бюджетов - зацепившись за искренний девчачий интерес дочери. При всей чудаковатости этой деятельности, подход мамы вызвал у меня восхищение.
4) И под конец одна из позитивных историй разговора о социальных сетях от
Александра Цыпкина, прекрасного пиарщика и писателя. На встрече Ассоциации выпускников СПбГУ он рассказывал о том, как с помощью социальных сетей нащупывал то, что интересно читателю.
"...Соц.сети дают возможность протестировать аудиторию. Более того, могу сказать, что все, что говорили литературные критики полностью совпадало с тем, сколько лайков набирал тот или иной пост. Хороший пост набирал много лайков, а критики говорили: "Да, это хороший пост." Они не видели количество лайков. С "плохим" текстом аналогично. Ну в итоге мой относительный успех в литературе вырос из социальных сетей. Сегодня любой человек может попробовать себя в творчестве, избавившись от фильтра критиков. Это очень круто, мне кажется. Для этого соц.сети нужно использовать. Это как утюг - если на живот поставить, то зло, а если рубашку гладить - добро. Также и социальные сети - скорее я рад, что они есть. Они позволили людям с ограниченными возможностями, некрасивым, стеснительным - достигнуть своих людей и своих возможностей для самореализации."
После таких слов не хочется репостить котиков. Начинаешь ощущать себя в кругу творческих людей, читателей, критиков - и начинаешь вести себя соответствующе. Хочется писать от себя, при чем не абы что.
От нас самих зависит то, какую культуру общения в сети мы сейчас создаем. От нас самих зависит то, на какие виды активности в сети мы обращаем внимание друг друга. Еще можно заскочить в уходящий поезд. От нас все еще зависит то, чем в социальных сетях будут заниматься наши дети (и внуки).
"Войны избежать нельзя, ее можно только отложить в интересах врага.
Если этой войны
нельзя избежать, ее
можно возглавить". Николо Макиавелли
Какие выводы мне хочется сделать:
1)
Не отставать в технологиях. Нам стоит осознать, что "мы теряем их" не только в психологическом плане (это всегда будет важно). Не менее значимо не упустить детей в этом шумном гипермаркете современных возможностей.
2)
Развиваться (и развлекаться) самому в ногу со временем. Слабо? Стоит осознать свои барьеры и блоки на пути к собственной самореализации. Есть ли у вас свой сайт, раскрученный аккаунт в сети. Нет? Ок, может быть вам правда это ни к чему, вы итак видный профессор. Но смогут ли ваши дети (внуки), заработав свой первый миллион лет в 15 на какой-нибудь современной ернуде, уважать вас и брать с вас пример в жизненных ориентирах? Самый гибкий элемент управляет системой. Хотите ли вы оставаться где-то во главе семьи? Я для себя ответила на этот вопрос.
Любые полезные возможности опасны, если не уметь ими пользоваться или злоупотреблять ими. Спортивные тренировки могут приводить к серьезным травмам, постоянное чтение портит зрение, а лекарства при должном усердии все смертельны. Ну а секс - вообще стыд и срам. Стоит просто научиться пользоваться данными инструментами и раз за разом обращать внимание на большие возможности соц.сетей для умных людей:
- Попробовать себя в настоящем творчестве без необходимости вставать на стульчик, чтобы рассказать стишок (рассказы, музыка, стихи, рисование)
- Воплотить в жизнь проект, о котором вы давно мечтали (коммерческий или некоммерческий)
- Найти единомышленников (тех, кто тоже слушает Бетховена, тех, кто фанатеет от наведения порядка в доме, тех, кто участвует в исторических реконструкциях, ухаживает за лошадьми или рисует скетчи акварелью). Найти свою любовь, если уж вас не свела судьба в читальном зале библиотеки МГУ.
- Читать зарубежные материалы по своей специальности, повышать свою квалификацию через онлайн-обучение.
- Создавать социальные явления самостоятельно. Такие, которых раньше не было. Кто-то ведь придумывает марафоны, конкурсы с хештегами и репостами, интересные пиар-акции.
- Общаться с людьми в социальных сетях так, как будто вы реально пересеклись на кофе-брейке во время конференции: с уважением, обращаясь по имени, дружелюбно, подробно обсуждая разные темы. Мы сейчас создаем эту культуру общения. Ее лет десять-двадцать назад еще не было вообще.
- Думать головой, проверять источники, уважать авторские права.
3)
Быть или не быть Снобом - вот в чем вопрос. Нужно всерьез задуматься и найти для себя
баланс между серьезностью, безопасностью и открытостью. Потому что октрытость миру сейчас в тренде. Нравится вам это или нет, кажется, сейчас больше слушают тех, кто рассказывает реальные истории из своей жизни. Реалити шоу не только в телевизоре. Вы уже в кадре человека, который сидя рядом с вами делает селфи или делает трансляцию в Перископе. Нравится нам это или нет, эта тенденция уже меняет мир, пока мы тут читаем бумажные книжки. При чем мне как психологу видятся в этом не только минусы. В этом люди находят много реальной пусть и виртуальной поддержки. В этом есть особая другая безопасность. Да, миллион человек знают все про твою личную жизнь. Но они же смогут скинуться по рублю, если с тобой что-то случится. При чем этот мир продолжает меняться и сложно подготовиться к тому, что будет через 10 лет, потому что никто не знает. Что бы ни советовали психологи по поводу гаджетов, мы сами еще никогда не жили в это время. Но четкие правила безопасности для себя определить стоит. Выбрать для себя четкие границы своей открытости, активности, безопасности в сети. Ну и если вам не нравится та культура, которая создается сейчас, есть возможность стать законодателем какой-то другой моды.
4)
Научить детей четким критериям различий между опасным и безопасным. Также как объясняют детям четко, что делать, если незнакомый дяденька хочет угостить конфеткой. Также как объясняют детям, кому и в каком случае открывать дверь квартиры, а кому - ни в коем случае. Также и тут.
5)
Не боитесь вырастить свободных умных активных людей? Вывод номер пять - поощрять детей быть активными создателями своей жизни: в том числе и содержательного представительства себя в социальных сетях. Это, кстати не мешает ограничивать "экранное время" ребенка. Можно с детьми обсуждать вечером за чаем все подводные камни существующих технологий и общественных течений - они вам расскажут больше, чем вы думаете. Да и вообще можно учить детей рассуждать и мыслить критически. "Зачем ходить в школу? Зачем я? Что важно в дружбе?" Что если не предлагать "правильных" ответов? Подростки сами не раз писали мне (на онлайн-линию для подростков
помощьрядом.рф), спрашивая как справиться с интернет-зависимостью.
И при этом, почему бы не помочь ему создать самую активную и инициативную группу в социальных сетях для своего класса (кружка, физмат отряда в лагере) или супер-новое приложение для смартфонов. Можно учредить премию для самых оригинальных, активных и добрых ребят в интернет-проектах. Давал ведь вам папа в детстве подержать в руках фотоаппарат "Зенит". А ведь тяжелый... опасная вещь, можно и убить таким, если с размаху...
Либо вы научите детей чему-то про секс и способы предохранения, либо это сделает кто-то другой. Либо вы научите детей быть свободными в интернете с учетом средств предохранения... либо это сделает кто-то другой.