Pilot II Капитальный ремонт клемм. Быстро и Навсегда

Technician

Старожил
Команда форума
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
24,482
Адрес
Магаданская обл. пос. Усть-Омчуг
Имя
Геннадий
Уважаемые одноклубники. Маленький отчет по восстановлению клемм. Любой может столкнуться с такой проблемой, когда шина массы может просто отломиться либо в самом соединении с клеммой, когда медные жилы окисляются, либо отламывается сама клемма на две половинки. Выполняя работы по укладке шлангов обнаружил, что клемма тупо развалилась на две части. Пришлось переделывать штатную клемму.
Это необходимо для того, чтобы двигатель сообщался электрической цепью с кузовом автомобиля не через металлические механизмы и подшипники, а через специальную шину, через которую идут минимальные потери.
Так вот маленький отчет, или совет, как быстро восстановить клемму и причем не покупая ничего, а просто используя то, что можно найти в принципе под руками.
И так, разломилась клемма. Что нужно? Я поступил следующим образом. Я нашел кабель и вырезал с него небольшой кусок медной жилы немного большего сечения. Это даже лучше будет, чем использовать более тонкий. Но можно восстановить и штатный кабель, но он может оказаться коротким, если делать именно по моему варианту.
Зачистил примерно 4-5 сантиметров от изоляции и замерил диаметр жилы, непосредственно меди, без изоляции. У меня вышел диаметр примерно 7 мм. Для изготовления самой клеммы потребуется два куска медной трубки близкого внутреннего диаметра к самому кабелю. В моем случае я взял 8 мм, так как в 6 мм. трубку кабель полностью не войдет.
1.jpg

Медные трубки нарезаем примерно той же длинны, что и зачистили кабель.
Далее берем бородок, напильник или еще какой либо инструмент, который бы позволил расширить - развальцевать внутренний диаметр трубки примерно на длинну 5-6 мм. То есть сделать диаметр больше настолько, чтобы кабель вошел в трубку вместе с изоляцией.
2.jpg

Для чего? Для того, чтобы защитить медные жилы от воздействия окружающей среды. Медь может окисляться и со временем клемма может отвалиться в месте соединения.
После того, как развальцевали один край трубки, вставляем кабель как можно плотнее его обсаживая в месте развальцовки.
3.jpg

Теперь кладем трубку в тиски и сжимаем, либо аккуратно сплющиваем молотком. Причем плющить надо не полностью на всем промежутке трубки, а как бы немного конусом, чтобы не "разбить" изоляцию. То есть должно получиться вот так.
4.jpg

После того, как трубка сплющена вместе с кабелем, то обрабатываем конец клеммы на наждаке или напильником. Делая край закругленным и без торчащих медных жил, чтобы потом не колоть себе пальцы. :-)
5.jpg
Теперь керном отмечаем центр отверстия и сверлим. Получаем вот такую заготовку клеммы.
6.jpg
Далее немного изгибаем сплющенный край клеммы в ту сторону по плоскости, куда нам необходимо направить кабель. Если кабель уходит вверх, то зажимаем плоскость с отверстием в тиски и слегка подгибаем вверх трубку плоскогубцами, если вниз, то вниз.
Да, да, я не оговорился. :-) Вниз и вверх.
Если одна из клемм внизу, то ее загнуть можно в любую сторону и поставить так, как нам будет необходимо, но чтобы не перекручивать кабель по оси, нам необходимо будет подогнуть вторую клемму именно в нужном нам направлении.

И еще относительно подбора диаметров клемм. Надо расчитывать диаметр трубок заранее под диаметр болтов. Если клемма крепится болтом 6 мм, то естественно сплющенная трубка диаметром 6 мм не даст нам просто нормальных краев клеммы для ее обжима. Она просто развалится. Так что если болт 6 мм, то трубку достаточно 8 мм, если болт 8 мм., то трубки хватит 10 мм. И так далее. И необходимо учитывать так же толщину самой стенки трубки. Чем стенка толще, тем лучше трубка будет обжимать кабель. И не забывайте, что для обжима желательно использовать тот же материал, из чего сделан сам кабель. Если это медь, то и клеммы делать из меди. Если это аллюминий, то и клеммы делать лучше из аллюминия.

И теперь сама установка на двигатель. С клеммой на самом лонжероне все понятно, резьбу помазал и затянул, повернув кабель в нужном мне направлении.
А вот с клеммой на подушке двигателя я был немного озадачен. Всем со школы понятно и известно, что чем короче путь для электричества, тем меньше потерь будет. Тут я просто не понял мысли американских инженеров. Для чего прикручивать в дюралевому корпусу подушки стальную пластину, а потом к той стальной пластине уже прикручивать латунную клемму, которая обжимает медный провод. Ересь какая то. :-))))
Я сделал проще. Открутил эту стальную пластину и прикрутил шину прямо к подушке, куда прикручивалась стальная пластина.

Учитывая замечание одноклубника о химических свойствах материалов, сделал исправления тут же, не "откладывая в долгий ящик". Открутил клемму с подушки двигателя и под низ клеммы подложил стальную шайбу, чтобы контакт был через сталь. Вот так будет правильно.
Подключение клеммы.jpg

8.jpg

Все! Теперь я точно знаю, что эта массовая шинка мне прослужит гораздо дольше заводской. :-)))
На самом деле способов изготовления таких шин очень много. Есть плетеные шины с лужеными клеммами. Есть шины с паянными клеммами, то есть клеммы залитые оловом. Тут уже необходимо олово и небольшая паяльная лампа со стаканом для олова. Но описанный способ самый простой, который не требует дополнительных каких то инструментов и материалов. То есть самый доступный из всех и достаточно надежный способ изготовления с минимальными затратами.

И маленький презент. Давно хотел показать, но все как то не мог снять. Вот такие фартуки у меня сделаны с обоих сторон моторного отсека из транспортерной ленты. Толщина ленты была 7 мм. разорвал пополам и получил два куска толщиной 3,5 мм. Теперь моторный отсек чистый с обоих сторон.
фартук.jpg
 
Последнее редактирование:

Palex

Старожил
Команда форума
Регистрация
30 Апр 2010
Сообщения
3,815
Адрес
Модер из глубинки
Имя
Алекс
А вот с клеммой на подушке двигателя я был немного озадачен. Всем со школы понятно и известно, что чем короче путь для электричества, тем меньше потерь будет. Тут я просто не понял мысли американских инженеров. Для чего прикручивать в дюралевому корпусу подушки стальную пластину, а потом к той стальной пластине уже прикручивать латунную клемму, которая обжимает медный провод. Ересь какая то. :-))))
Я сделал проще. Открутил эту стальную пластину и прикрутил шину прямо к подушке, куда прикручивалась стальная пластина.
Гена, и не говори потом, что я специально ждал, когда у тебя все отвалится :acute:.
Возвращай обратно стальную пластину.
Иначе не видать тебе
Все! Теперь я точно знаю, что эта массовая шинка мне прослужит гораздо дольше заводской. :-)))
Электрика - не твоё (без обид) и химия тоже.
Не вдаваясь в теорию скажу так - прямые соединения алюминия и меди НИГДЕ И НИКОГДА не допускаются. Обусловлено это электрохимической коррозией (электро-химическим потенциалом проводников).
По-простому: за 1 год отгниет нафиг твое соединение (причем разрушаться будет именно алюминий).
В общем, это... давай обратно идеи американских инженеров, а то добра не будет.[DOUBLEPOST=1464633210,1464631560][/DOUBLEPOST]P.S. вот бы мне найти время и тоже сваять защиту двигателя от брызг и еще усилить все шланги/провода снизу...
 
Последнее редактирование:

Technician

Старожил
Команда форума
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
24,482
Адрес
Магаданская обл. пос. Усть-Омчуг
Имя
Геннадий
Электрика - не твоё (без обид) и химия тоже.
Ну да. Тройка была в школе по химии, и то только из-за того, чтобы я ушел побыстрее с экзамена и не спалить учителя, что она меня пожалела. :-)))))))))))))))
Не вдаваясь в теорию скажу так - прямые соединения алюминия и меди НИГДЕ И НИКОГДА не допускаются. Обусловлено это электрохимической коррозией (электро-химическим потенциалом проводников).
По-простому: за 1 год отгниет нафиг твое соединение (причем разрушаться будет именно алюминий).
В общем, это... давай обратно идеи американских инженеров, а то добра не будет.
Понял. А если пойти другим путем. Очень уж неудобно они сделали эту пластину. Если я просто через металлическую квадратную большую шайбу посажу, под низ между ними поставлю? Так ведь будут соблюдены все условия? Болт стальной, клемма на металле, металл на дюрале. Так ведь нормально будет?
 

Palex

Старожил
Команда форума
Регистрация
30 Апр 2010
Сообщения
3,815
Адрес
Модер из глубинки
Имя
Алекс

The200

"Зануда года" 2013, 2014.
Регистрация
1 Сен 2012
Сообщения
7,026
Адрес
Нижний Новгород
Имя
Влад

Technician

Старожил
Команда форума
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
24,482
Адрес
Магаданская обл. пос. Усть-Омчуг
Имя
Геннадий
Диаметр не указан.
Описание чисто принципиальное. сломалась клемма массы с диаметром болта 6 мм. Естественно сверлить нужно сверлом 6 или 6,2 мм. Если сломалась клемма с 8-ой, то сверлим 8 или 8,2 мм. сверлом. Мне кажется догадаться не трудно. :-)))
Тем более вот тут постарался дать разьяснение подробнее уже некуда -
"И еще относительно подбора диаметров клемм. Надо расчитывать диаметр трубок заранее под диаметр болтов. Если клемма крепится болтом 6 мм, то естественно сплющенная трубка диаметром 6 мм не даст нам просто нормальных краев клеммы для ее обжима. Она просто развалится. Так что если болт 6 мм, то трубку достаточно 8 мм, если болт 8 мм., то трубки хватит 10 мм. И так далее. И необходимо учитывать так же толщину самой стенки трубки. Чем стенка толще, тем лучше трубка будет обжимать кабель. И не забывайте, что для обжима желательно использовать тот же материал, из чего сделан сам кабель. Если это медь, то и клеммы делать из меди. Если это аллюминий, то и клеммы делать лучше из аллюминия."
можно не читать. Горожанину это недоступно.
А если отвалится "родная" клемма. Будем заказывать обязательно оригинал кусок проводульки за 3 тысячи рублей, плюс доставка аж с самой Америки? Влад, брось ерунду городить. У кого есть возможность найти кусок кабеля, тот сделает новую шину, кто не найдет, то сможет отремонтировать свою "родную" шину именно опрессовкой куска медной трубки, при этом даже паяльника не надо.
P.S. "Муся", не нервируй меня. :-)))))))))))))))))[DOUBLEPOST=1464666987,1464666924][/DOUBLEPOST]
Думаю, да, будет нормально. Главное- исключить прямой контакт меди и алюминия.
Уже приготовил, завтра подставлю. :-)))))))))[DOUBLEPOST=1464681544][/DOUBLEPOST]@Palex, Я исправился, не стал откладывать. :-) И в отчете исправил тоже.
 

kpa3-gt

Старожил
Регистрация
18 Фев 2011
Сообщения
6,916
Адрес
МОСКВА
Имя
Анатолий
Гена, и тему поправь.
"Капитальный ремонт клемм. Быстро. Навсегда"
;)
 

Bucho

Постоянный
Регистрация
22 Дек 2013
Сообщения
133
Имя
Михаил
Кабельные наконечники и пресс для обжимки будет еще быстрее и долговечнее ;)
 

Элтехник

Старожил
Регистрация
23 Апр 2019
Сообщения
4,723
Адрес
г. Москва ЮЗАО
Имя
Игорь
Кабельные наконечники и пресс для обжимки будет еще быстрее и долговечнее ;).
Ну вот прям у всех под рукой гидропресс для кабельных наконечников есть.... от 25 квадратов и выше....
 

Technician

Старожил
Команда форума
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
24,482
Адрес
Магаданская обл. пос. Усть-Омчуг
Имя
Геннадий
Ну вот прям у всех под рукой гидропресс для кабельных наконечников есть.... от 25 квадратов и выше....
Я без пресса делал наконечники из медных толстостенных трубок. :-) Облуживал кабель, вставлял в трубку, сплющивал тисками и потом скручивал ее на 90 градусов.
 

Элтехник

Старожил
Регистрация
23 Апр 2019
Сообщения
4,723
Адрес
г. Москва ЮЗАО
Имя
Игорь
Technician, Просто хорошо пробойником кернили в трех точках....... в те года еще пресс в диковинку был ......
 

Majorz01

Старожил
Партнер
Регистрация
19 Фев 2019
Сообщения
8,272
Адрес
Москва м. Бабушкинская
Имя
Сергей

Элтехник

Старожил
Регистрация
23 Апр 2019
Сообщения
4,723
Адрес
г. Москва ЮЗАО
Имя
Игорь
Кстати --- сервис мены! для обжима наконечников рекомендую вот такой ПГР-70 КВТ....
удобная штука, практически везде подлезть можно, я на даче им скрутки гильзую.......

50-70 конечно уже с трудом, до этого размера прессует великолепно....
 

Majorz01

Старожил
Партнер
Регистрация
19 Фев 2019
Сообщения
8,272
Адрес
Москва м. Бабушкинская
Имя
Сергей
Кстати --- сервис мены! для обжима наконечников рекомендую вот такой ПГР-70 КВТ....
удобная штука, практически везде подлезть можно, я на даче им скрутки гильзую.......

50-70 конечно уже с трудом, до этого размера прессует великолепно....
Элтехник, Дрова полные, ручки от моих рук лопаются( ломаются на болтах) было таких штук 5, разных производителей. Толстостенный алюминий на наконечниках, оказывается крепче.
 

Элтехник

Старожил
Регистрация
23 Апр 2019
Сообщения
4,723
Адрес
г. Москва ЮЗАО
Имя
Игорь
Ну не знаю...... пока что дома, что на работе ---- в норме.....конечно мелочь до 50 квадратов прессуем, если выше --- то наконечники со срывными болтами
 

Technician

Старожил
Команда форума
Регистрация
27 Окт 2011
Сообщения
24,482
Адрес
Магаданская обл. пос. Усть-Омчуг
Имя
Геннадий
Сверху Снизу