Игорь, я сомневаюсь что причина в гайке. Тут другое.тут речь ведут об открутившейся гайке которая точила ремень, или уже не гайка виновата?
Если можно, то выскажу свои предположения.
Если бы гайка открутилась и упала. Последствия того, куда именно она упадет. Если просто в полость, то она будет подпрыгивать от вибраций и издавать характерный дребезг. Почему? потому что при попадании в движущие части двигателя, ее будет откидывать, подкидывать и она будет там "летать" и стучать по всем крышкам как угорелая, пока не попадет случайно в место, где может попасть между роликом и ремнем. Не думаю что даже такое может вызвать резкий обрыв ремня. Так как ремень обхватывает шкивы не одним-двумя зубцами.
Предположим, что она упала между ремнем и жестяным щитком шестерни КВ. В этом случае сила трения затянет ее и теоретически может провернуть вдоль сгиба щитка и выкинет. Щиток при этом должно разогнуть, увеличив расстояние между ремнем и жестянкой. Возможно и такое что гайка какое то время будет бултыхаться между ремнем и щитком. В этом случае будут такие лохмотья ремня, как мы видим, что он как будто порезан вдоль. Но гайку либо выкинете, либо затянет. До бесконечности она там болтаться никак не будет.
Предположим гайка попадает между ремнем и шестерней КВ. В этом случае однозначно ее подхватывает и проворачивает вместе с ремнем и шестерней КВ, после чего выкидывает вверх в сторону натяжителя. далее как и описывал выше, как повезет, куда попадет при следующем броске.
На фото в обоих случаях я отчетливо вижу, что повреждения пластины , а именно отрыв ее с верхней шпильки, совершенно одинаков. В одном случае гайка на месте, в другом ее нет. Можно сделать вывод, что как уже было предположение, что гайка тут не причем. Срыв ремня и натаскивание остатков ремня как раз и повлечет такие последствия как стаскивание щитка и возможно его срыв со шпильки как видно на фото в обоих случаях.
Поэтому мне кажется причина совсем не в гайке.
Я лично рассматриваю варианты с причиной как качество самого ремня, так и еще двух источников возможной проблемы. Это сам натяжитель, паразитный ролик ремня.
При замене ремня ГРМ я обратил внимание на то, что ремень в районе распредвалов слишком уж близко, почти впритирку проходит к отливкам на торцовой крышке, в котором сальник распредвала. Я как вижу эти отливки, так и тянется рука к болгарке, чтобы срезать их. Ну не могу я принять такой зазор маленький между корпусом и движущимся ремнем.
Паразитный ролик, одна из возможных причин. Антон как то давно вроде давал информацию о бюллетене, где говорилось о том, что где то была проблема со стаскиванием ремня агрегатного вроде бы. Почему бы и нет в нашем случае? Никто ведь не перепроверял насколько я понимаю как именно стоит этот ролик. Что происходит? А все очень просто, если ролик стоит с небольшим наклоном, то ремень будет стремиться сползти на какую либо сторону, куда уклон. Но на самом КВ по краям шестрени стоит своего рода шайба, которая направляет ремень и не дает выпрыгнуть с направления. Предположим, что ролик с наклоном. Ремень постоянно будет наползать краем на шайбу. Отсюда повышенный износ самого края ремня. Край стачивается, образуя резиновую пыль, которая и собирается вот в такое кольцо как на фото было. Постепенно спрессовывается и от трения начинает разогреваться, плавя пластиковую переднюю накладку двигателя. Наступает момент, когда край стирается и обнажается дратва, несущая нагрузку ремня нить. Ее может выдернуть из ремня и там уже все начинается в лавинообразном процессе. Нить цельная и ее будет вырывать до момента, когда вообще не выдернет. Ремень станет как будто двухслойным. Это если полностью ее выдернет, а если частично, то в любом случае ремень уже будет растягиваться больше, чем с полностью заплавленной в него нитью. Ремень слабеет и не выдерживает рывковые колебания распредвалов, то есть растягивается и натяжитель уже по сути дела не работает в этом случае. И в случае резонанса гребешок может просто проскочить на ремне, а отсюда уже и последствия. Если проскочил ремень на пару тройку зубчиком, то клин клапанов, увеличение нагрузки и полный обрыв. Получаем похожие симптомы как на фото, продольные ошметки ремня, спрессованая резиновая пыль и так далее.
Теперь рассматриваю как основную причину сам натяжитель. Натяжитель тарахтит и его невозможно не услышать. Но тарахтение разное. Есть явный стук штока натяжителя о лапку натяжного ролика.
Опасная вещь конечно, так как говорит о том, что натяжитель не справляется с динамической нагрузкой на ремне. То есть рывки не полностью компенсируются. Это может привести к тому, что в момент слабины ремень может проскочить в любой точке фиксации. Это КВ или любой из РВ. Последствия те же самые. Клин клапанов, остановка РВ возможно, если РВ стоит, то двигатель продолжает еще вращаться с коробкой по инерции и это вызывает разрыв ремня.
Есть едва уловимый звук тарахтения. Я долго пытался понять, что именно его издает, но в качестве предположений могу дать пару версий, но не 100% заключения.
Как то регулируя клапана я забыл закрыть резиновую пробку на передней крышке, через которую наблюдаешь номера цилиндров с меткой. Тарахтение один в один как со звуком "болтающегося" РВ в постели.
Я испугался. Потом закрыл пробку, звук пропал, но едва слышимый звук остался. Затем вообще пропал.
Как предположение, это звук либо самого РВ в постели такой, либо это звук прохождения ремня через ролик помпы.
РВ вращается не равномерно и нагрузка у него не постоянная, а рывковая. То есть моменты открытия и закрытия клапанов. Причем эти моменты на обоих РВ переднего и заднего. НО эти моменты никоим образом не совпадают между собой. Поэтому момент остановки переднего вала может совпасть с моментом закрытия клапана на заднем и как следствие ослабевание ремня на участке между валами. А между валами у нас помпа. И мне кажется то этот звук может быть звуком "хлопания" ремня именно в такие моменты об ролик помпы. Это может говорить о том, что натяжитель не в состоянии полностью скомпенсировать рывковую нагрузку РВалов.
Было бы конечно вообще прекрасно, если бы снять работающий двигатель с открытыми крышками на сверхскоростную камеру и потом на замедленном просмотре совместить звук с видео. Тогда точно можно было бы сказать, насколько опасен или нет именно этот звук.
И вернемся к РВ. Всем известно, что любая вращающаяся деталь автомобиля всегда устанавливается с определенным зазором. РВ не исключение. Но РВ купается в масляной пленке на шейках-опорах. Как уже выше упоминал, РВ вращается рывками. При этом происходит радиальное давление на него со стороны коромысел. При этом его давит постоянно ремень ГРМ вниз, к головке. Увеличенный зазор между опорой РВ и головкой вполне возможно и издает такое тарахтение. В этом случае обрыва ремня не стоит опасаться, так как РВ дальше постели головки блока не выскочет. :-) Точно так же как и прихватка шейки РВ к опоре.
А теперь по поводу попытки уйти от сбитых кулачков РВ. Предположим, что причина сбитых кулачков все таки в слабых пружинах. Ставим пурпурные и забываем о проблемах? Мне кажется не совсем. Я если буду ставить, то только впускные. Полностью менять все не рискну. Обьясняю теперь почему.
Поставил я пурпурные пружины. Они туже оригинальных. Что при этом происходит? Ну многие наверное уже догадались, что мы увеличили сопротивление РВ натяжению ремня. Следовательно рывки будут на ремень сильнее, чем при оригинальных пружинах. Как избавиться? Увеличить натяг натяжителя, чтобы он мог компенсировать более сильные рывковые моменты. Увеличили натяг натяжителя и все? Нет. Появляется следующая проблема. Раз натяжитель более тугой, то следовательно и ремень должен выдерживать более сильную нагрузку и не растянуться через месяц или пол года. Ему надо отпахать не менее 100 тысяч пробега. Вот так все взаимосвязано, все друг за дружкой в общей цепочке. Поэтому надеюсь, если поменять пружины только на впускных, то надо будет поставить либо натяжитель чуть мощнее, либо просто под пружину подложить шайбу. Но не стоит думаю менять все пружины и впускные и выпускные.
Написал много. :-)))) Время есть. По поводу пружин и головок есть мысли. Думаю с Александром посидим и обсудим завтра. Могу кроме рыбки еще и бумаги взять, на чем рисовать и писать.