А разницу замеряли в давлении масла? Реально на какое значение давление увеличилось? И как на более густом масле двигатель работает? Вы же не забывайте, что чем гуще масло, тем более вязкое оно и теоретически двигатель теряет мощность, из-за более плохого снятия со стенок цилиндров и бОльшего сопротивления в трущихся парах.
Я просто попробовал одну замену масла перейти на 0W20, 5W40 и потом плевался, пожалел выброшенные деньги. на 20-ке давление упало, а на 40-е давление нормально даже после хорошо прогретого мотора, но замучился доливать его.
В спорах по поводу выбора моторного масла сломано немало копий, и рассуждения на эту тему никогда не прекратятся. Геннадий, Вы все верно говорите, у более густого масла потери на трение больше. Выскажу свою точку зрения по этому вопросу в частности, и по поводу замены масла вообще.
Производитель позволяет использовать масла с различными вязкостными характеристиками:
5w-40 в эти допуски попадает, поэтому давление на этом типе масла мы не измеряли. Если бы мы рекомендовали заливать в мотор 0w-20, то сравнили бы давления, особенно на основательно прогретом в мощностных режимах двигателе, например с 5w-30 и 5w-40.
На счет того, как двигатель работает на маслах разной вязкости. Тенденция к снижению вредных выбросов и экономии топлива привела к появлению маловязких масел – 5w-20, 0w-20 и уже даже 0w-16. Стал чаще упоминаться такой показатель, как HTHS – высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига, в основном определяющий сопротивление масляной пленки движению поршня в цилиндре. И действительно, маловязкие масла позволяют снизить вязкостное трение и в цилиндропоршневой группе и в подшипниках скольжения, что приводит к экономии топлива и некоторому увеличению КПД двигателя. Пишут, что экономия составляет от 0,5 до 2,5 %, однако реальных разумных подтверждений этого мне найти не удалось, есть тесты грузовиков на разновязкостных маслах и есть тесты масел каких-нибудь брендов, где сравнивают что-то типа обычной минералки 15w-40 с синтетикой 0w-20, результат заранее очевиден. Но в любом случае какая-то экономия есть – это у нас одна сторона медали. А вот с другой стороны жидкое масло изначально создает менее прочную пленку. Использовать 0W-20 при буксировке прицепа, езде по серпантинам, да и просто при активной эксплуатации, наверное, не стоит, особенно если машина с пробегом и у двигателя уже есть некоторый естественный износ. Получается, что на одной чаше весов у нас топливная экономичность и более высокий КПД двигателя, а на другой – прочность масляной пленки.
Теперь постепенно перейду к тому, почему именно Mobil и почему Mobil Super 3000 5w-40. Почему Mobil? Да просто так исторически сложилось. Ничего не имею против Shell, Castrol, Idemitsu и т.д., просто с маслом Mobil мы знакомы очень давно. В уже далеких 90-х, когда я начал работать в дилерском хондовском центре, мы заливали в моторы именно это масло. Состояние двигателей всегда радовало глаз, даже на машинах корпоративных клиентов с большими пробегами моторы всегда были чистыми. Ничего не изменилось и сейчас, проблемы можно обнаружить лишь в тех редких случаях, когда люди просто забывают менять масло (такое тоже встречается).
Теперь к вязкости. Для тех, кому нужно только лучшее несмотря ни на что, я бы порекомендовал заливать в мотор Mobil 1™x1 5W-30, это полностью синтетическое энергосберегающее масло, за него можно сильно не волноваться, если даже случайно переездить регламентную 15-тысяную замену, ну а если менять масло через 7500-8000 км, как это делают многие из нас, то это вообще, как говорится, «из всех пушек по всем воробьям».
Так вот для тех, кто привык делать промежуточное ТО, и для кого показатель цена/качество имеет значение, как раз можно рекомендовать линейку Mobil Super 3000. Производитель позиционирует эти масла тоже как синтетические. Однако в отличие от Mobil 1 (полностью синтетические масла, изготавливаются из смеси газов), масла Mobil Super 3000 созданы путем глубокой переработки нефти (гидрокрекинг) и стоят дешевле. Если соотношение город/трасса примерно 50/50, то Mobil Super 3000 выдержит 10-тысячный регламент, если же менять его через 7500 км, то запаса прочности хватит и для более тяжелых условий эксплуатации.
Теперь почему именно Mobil Super 5w-40, а не 5w-30? В линейке Mobil Super 3000 действительно есть маловязкое 5w-30, и многие его успешно используют. Но все-таки у меня предвзятое к нему отношение - это самый простой и самый дешевый продукт в этом ряду. Допуски у этого масла только фордовские, и судя по характеристикам, пакет присадок не самый сложный.
Mobil Super 3000 5w-40 при ненамного большей стоимости одобрено к применению целым рядом автопроизводителей: MB, BMW, Porsche, VW, Peugeot, Citroën, Opel, Renault, пакет присадок у этого масла более насыщенный, в линейке Mobil Super это самый популярный продукт. Но вот обратная сторона этой популярности – большое число подделок, что, наверное, для данной ценовой категории, единственный минус.
Ну и напоследок. У нас есть хороший знакомый, у которого своя автошкола с парком в 15 автомобилей, в основном это Kia Rio, обслуживает он их у нас, и в моторы мы заливаем именно наше бочковое Mobil Super 3000 5w-40. Почти все автомобили преодолели рубеж в 100000 км, у некоторых пробег приближается к 200000 км, и всё это в условиях города и с учениками за рулем. Сколько мы ни пытались владельца автомобилей призвать к разуму и перейти хотя-бы на 10-тысячный регламент замены масла, он продолжает обслуживаться по 15-тысячному. Удивительно то, что на автомобилях нет никаких проблем с двигателями, и водители при ТО не берут масло на долив.
В сухом остатке о замене масла (в порядке уменьшения важности):
1. Масло должно быть неподдельным. Про это, казалось бы, и не стоит упоминать, но когда люди привозят свое масло, купленное где-то в розницу по цене ниже, чем у нас оптовая закупочная, мы всегда предупреждаем, что здесь что-то не то. Происхождение масла нужно знать.
2. Масло должно соответствовать рекомендациям производителя по вязкости и классу качества (SAE, API).
3. Если машина хотя-бы половину своей жизни проводит в городе, нужно делать промежуточное ТО.
4. Бренд. Здесь уже вопрос предпочтений. Масло любого известного производителя, если оно не поддельное, будет выполнять свои функции.
Здесь я поделился опытом использования Mobil Super 3000 5w-40, масла, которое мы больше всего заливаем, и высказал свою точку зрения на счет регламента замены. Нисколько не претендую на истину в последней инстанции, просто надеюсь, что эта информация окажется для кого-то полезной.